Проверка на банкротство физических лиц: официальный сайт ЕФРСБ

Содержание
  1. Зачем проверять контрагентов
  2. Кто может заявить о банкротстве
  3. Выбор СРО
  4. На каких ресурсах проверять информацию
  5. Сроки проверки ФНС
  6. Ликвидация юридического лица
  7. Контроль ФНС при банкротстве ООО
  8. Неучет СРО
  9. Выездная ревизия налоговой при несостоятельности
  10. Банкротство по упрощенной схеме
  11. Как проверять граждан
  12. Предпосылки несостоятельности ООО
  13. Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)
  14. Процедуры банкротства юридического лица
  15. Наблюдение
  16. Финансовое оздоровление
  17. Внешнее управление
  18. Конкурсное производство
  19. Этапы банкротства
  20. Наблюдение
  21. Необходимость финансовой санации ООО
  22. Применение внешнего управления
  23. Введение конкурсного производства
  24. Рейтинг АУ и СРО
  25. Камеральная налоговая проверка при банкротстве
  26. Кто может претендовать на признание банкротом?
  27. Порядок налогового контроля при банкротстве
  28. Исключение СРО из списков

Зачем проверять контрагентов

Банкротство (несостоятельность) — это неспособность должника полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и выполнить обязательство по уплате государственных платежей.

В процессе признания организации или гражданина неплатежеспособными к должникам применяются ограничения на распоряжение денежными средствами. Для погашения долгов формируется бухгалтерская книга с последовательной разбивкой. Задолженность погашается перед кредиторами в порядке очереди. Закон устанавливает условия регистрации в реестре кредиторов. Если не получилось или в бухгалтерской книге не хватило денег на всех кредиторов, при объявлении должника неплатежеспособным списываются все оставшиеся долги.

При заключении договора, предусматривающего получение денег или материальных ценностей от контрагента, рекомендуется проверить банкротное юридическое лицо на предмет его платежеспособности.

Если контрагентом является гражданин или индивидуальный предприниматель, целесообразно проводить проверку банкротства физических лиц, поскольку они вместе с организациями признаны несостоятельными.

Если договор уже заключен и контрагент не платит или иным образом не выполняет денежное обязательство, то перед обращением в суд с заявлением о взыскании долга проверьте банкротство организации по ИНН или проверьте гражданина. Приступая к процедуре банкротства, помните, что для восстановления кредита требуется регистрация заявления в кредитном реестре.

Кто может заявить о банкротстве

Решение о неплатежеспособности ООО принимает арбитражный суд. Кандидатами в процессе могут быть:

  • органы государственного контроля — при наличии прогрессивной задолженности по бюджету и пенсиям;
  • контрагенты, долгое время выступающие кредиторами, не получают деньги за отгруженные товары или оказанные услуги;
  • банковские организации — в случае просрочки очередных платежей по кредиту.

Заявление о банкротстве в суде ООО
Руководитель / учредитель ООО также может объявить о банкротстве, если он уверен, что восстановить платежеспособность компании и погасить накопившуюся задолженность невозможно.

Подача заявления в арбитраж — это не только первый, но и самый важный шаг в получении статуса банкротства. На этом этапе необходимо предоставить четкие доказательства того, что ООО не может погасить имеющуюся задолженность, и обосновать свои требования.
Файл
Апелляция в арбитражный суд по делу о несостоятельности ООО (.doc)

В течение одного месяца суд изучит задокументированные аргументы, прежде чем принять решение о возбуждении дела о банкротстве.

Выбор СРО

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 г. ММВ-7-8 / 594 @ «О выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять интересы в делах о банкротстве а в процедурах банкротства по выплате принудительных платежей и кредитов Российской Федерации по денежным обязательствам — орган саморегулирования конкурсных управляющих при подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 об избрании саморегулируемого органа конкурсных управляющих для указания в декларации уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий при подаче заявления в уполномоченный орган арбитражным судом объявить в случае несостоятельности (банкрота) должника, а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования от Российской Федерации по денежным облигациям с участием в собраниях кредиторов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.03.2004 N 219, проводятся на уровне центрального аппарата ФНС России.

Выбор органов саморегулирования конкурсных управляющих указывается в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании несостоятельности должника (банкротом)

На каких ресурсах проверять информацию

Информация публикуется в EFRSB (Единый федеральный реестр банкротств юридических лиц), и перед тем, как обратиться в суд и подать иск, они публикуют объявление о своем намерении обратиться в суд против EFRSFDUL (Единый федеральный реестр юридических лиц) существенные) сведения о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных хозяйствующих субъектов). Ресурс для проверки упрощенно называется — Федресурс. Реестр ведется с конца 2002 года. Любой заинтересованный гражданин может найти на портале информацию о лицах, признанных судом неплатежеспособными, с помощью поиска. Автоматизируя всех должников на одном сайте, любой гражданин будет знать, стоит ли доверять организации или она находится в процессе признания ее неплатежеспособной.

Информация в декларациях о неплатежеспособности в EFRSB обновляется в соответствии с порядком, отправляйте сообщения:

  • при открытии дела;
  • о собрании кредиторов;
  • о назначении конкурсного управляющего;
  • отчет конкурсного управляющего;
  • информация об аукционах и др.

Сроки проверки ФНС

Согласно действующему законодательству, сроки налоговой проверки при банкротстве не превышают 2 месяцев (в исключительных случаях — до 3 месяцев). Но на практике этот срок часто продлевается, так как процедура обычно приостанавливается на определенный период, не входящий в отведенные два месяца.

По истечении указанного двухмесячного периода у налоговых инспекторов будет еще два месяца для подготовки отчета о выездной проверке. Этот документ представляется налогоплательщику для ознакомления, и процесс обжалования и рассмотрения возражений может занять еще два месяца.

Таким образом, с момента начала налоговой проверки банкротства до вступления в силу решения о взыскании долга может пройти не менее шести месяцев, но чаще и намного дольше.

Между тем, для того чтобы ФНС могла участвовать в собрании кредиторов и влиять на наиболее важные вопросы процедуры банкротства (в частности, выбор управляющего или введение определенной процедуры), она должна заявить о регистрации свои требования в реестр в течение одного месяца с момента первой публикации в средствах массовой информации о банкротстве. Но в том случае, если налоговая проверка по делу о банкротстве началась после начала процедуры банкротства, налоговые органы обычно не успевают попасть в реестр.

Ликвидация юридического лица

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией юридического лица-должника (п. 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что момент завершения ликвидации юридического лица считается моментом соответствующей регистрации в Реестр лиц законов единого государства), либо об удовлетворении требований кредиторов.

Контроль ФНС при банкротстве ООО

В случае банкротства ООО налоговая проверка может проводиться как на месте, так и на регулярной основе. В процессе банкротства менеджмент компании обычно удаляется, а все полномочия передаются временному управляющему. В этой ситуации все формальности финансового управления по запросу дополнительной информации должны выполняться через арбитражного управляющего, назначенного судом. В качестве свидетелей могут привлекаться сами представители руководящих органов.

Похоже, что в результате процедуры банкротства компании списаны все долги и придется списать долги по налогам. И даже если налоговые органы в ходе проверки выявят нарушения, но у компании не будет достаточно денег для выполнения требований бюджета (размер конкурсной массы окажется меньше всего долга перед кредиторами), то они будут считается погашенным.

Но в некоторых ситуациях возможно привлечь к субсидиарной ответственности руководителей разорившейся компании. Ведь уклонение от уплаты налогов в России — уголовное преступление. Вкратце, процесс привлечения руководства к ответственности будет выглядеть так:

  1. По результатам налоговой проверки банкротства составляется акт и принимается решение о доначислении налогов и ответственности уполномоченных лиц.
  2. Вступление в силу принятого решения и направление заявления об уплате налога лицу.
  3. Несоблюдение обязательства руководством в течение двух месяцев.
  4. Подача инспекторами материалов в УВД и постановление о возбуждении / отказе в возбуждении уголовного дела.

Неучет СРО

Решение об игнорировании СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение об игнорировании СРО) принимает ФНС России при наличии причин, указанных в п. 11 Правил. Порядок отбора, на основании которого уполномоченный орган может принять решение об отказе в регистрации СРО:

  • отстранение конкурсного управляющего от исполнения обязательств по делу о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него функций;
  • причинить материальный ущерб Российской Федерации как кредитору за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
  • влекут уголовную ответственность конкурсного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение функций конкурсного управляющего в случае банкротства или административную ответственность в виде дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в случае банкротства;
  • единовременное непредставление кандидатов в состав арбитража для утверждения третейским судом по запросу уполномоченного органа;
  • неисполнение утвержденным управляющим по делу о банкротстве органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, решения арбитражного суда о завершении процедуры банкротства о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение об игнорировании СРО принимает уполномоченный орган при наличии оснований для решения игнорировать СРО и при отсутствии причин, исключающих решение об игнорировании СРО.

Решения о неучтении СРО принимаются уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучтении СРО и отсутствия причин, исключающих принятие решения о неучтении СРО

Выездная ревизия налоговой при несостоятельности

В законодательстве нет аудита на месте, но обычно он подразумевает аудит непосредственно на территории юридического лица. Такая проверка может начаться только с разрешения руководителя проверки.

Глава обанкротившегося предприятия или назначенный конкурсный управляющий обязан предоставить инспекторам специальное помещение, чтобы не мешать выполнению ими своих обязанностей, проводить проверки и опросить свидетелей, знакомиться с документацией и т.д. И проводить проверки.

Что будет с проверкой, если в ходе проверки юридическое лицо решит объявить о своем банкротстве? Затем он будет оформлен в обычном режиме, но инспекторы могут заявить свои требования только с учетом специфики процедуры банкротства компании (т.е внесения их в реестр или снятия с него просроченной задолженности).

Банкротство по упрощенной схеме

Около 50% дел о банкротстве ООО рассматриваются в упрощенном порядке. В отличие от общей схемы, где ликвидация компании является завершающей стадией, в случае «легкого» банкротства процедура начинается с принятия решения о ликвидации.

Как только учредители ООО договариваются между собой о добровольной ликвидации компании в связи с банкротством, они оформляют соответствующее решение. Наряду с этим необходимо установить лицо, которое будет сопровождать всю процедуру — арбитражный управляющий.

Ходатайство об арбитраже подается с приложением ряда установленных законодательством документов, среди которых, помимо учредительных актов, необходимо наличие бухгалтерского баланса и первичных документов, заверенных руководителем (акты сверки, распоряжения , бухгалтерские справки).

Вам необходимо знать: инициировать банкротство может сам должник или государственные структуры (в том числе банки) по упрощенной версии. Если заявитель является контролирующей или банковской организацией, предполагается финансирование процедуры банкротства.

Если суд выносит приговор о признании ООО неплатежеспособным (банкротом), то, минуя промежуточные стадии, назначенный управляющий проводит процедуру банкротства. За 6-9 месяцев создается масса имущества, выставляемая на аукцион, и требования кредиторов удовлетворяются.

Как проверять граждан

Для проверки информации о банкротстве физических лиц на сайте EFRSB необходимо ввести в поле поиска ФИО, адрес, регион, категорию (гражданин / ИП). Исследования проводят ИНН, ОГРНИП, СНИЛС. Поисковый запрос вернет информацию о данных, имеющихся в базе данных. Отсутствие должников по указанным критериям означает, что иск против гражданина не возбужден. В Fedresurse вы можете в любое время бесплатно проверить физическое лицо на предмет банкротства онлайн, реестр работает без ограничений и не требует оплаты за предоставление информации.

Предпосылки несостоятельности ООО

Отсутствие профессионального финансово-экономического управления — одна из основных причин, приводящих к предбанкротной ситуации. О критической ситуации компании могут свидетельствовать следующие признаки:

  • снижение стоимости оборотных средств;
  • рост просроченных кредитов из-за неграмотного расширения рынка сбыта, отгрузки товаров непроверенным контрагентам, выдачи товарных и финансовых кредитов неплатежеспособным лицам;
  • несоблюдение рационального распределения доходов и расходов;
  • невостребованность продукции / товаров компании из-за неконкурентоспособных цен, несоответствия между стоимостью товаров и их качеством;
  • непропорциональное соотношение между активами ООО и суммой заемных средств.

Внешние причины, которые приводят к банкротству ООО, являются проявлениями экономического кризиса, когда выживают сильные компании с грамотным менеджментом.

Если вы проанализируете баланс ООО, тревожными факторами могут быть:

  • «Зигзаг» в отображении запасов: резкое повышение или сброс соответствующего индикатора баланса;
  • постоянное увеличение долгосрочных кредитов и долгов;
  • межпериодное увеличение кредиторской задолженности перед коллективом и учредителями ООО;
  • уменьшение суммы денежных средств и их эквивалентов (основных средств, запасов).

Проявление перечисленных симптомов говорит о том, что вскоре организация может оказаться банкротом.

Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в производстве по делу о банкротстве и несостоятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. 257 «О гарантиях интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и несостоятельности» порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в суд устанавливается арбитражным судом и арбитражем заявление о признании должника банкротом Минэкономразвития России.

Во исполнение статьи 11 указанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2007 г. 351 «Об утверждении процедуры отбора органом, уполномоченным на участие в процедурах несостоятельности и процедурах несостоятельности, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организацией управляющих арбитражем» при подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд «порядок выбора органа, уполномоченного на обжалование в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным облигациям, СРО АС на момент подачи заявления о признании должника в арбитражный суд был признан банкротом (далее — процедура отбора).

Решение о выборе СРО при подаче заявления о банкротстве стратегического предприятия или организации в арбитражный суд принимает уполномоченный в соответствии с Процедурой отбора орган, если иное не определено решением Правительственной комиссии по обеспечению исполнения мероприятий по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонного комплекса, образованных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 №301 «О реализации мер по предупреждению банкротства предприятий и организаций» стратегические организации, а также организации оборонно-промышленного комплекса».

Информация о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации действиями арбитражных управляющих

Информация об убытках, причиненных арбитражными управляющими, размещена на специальном сервисе

Процедуры банкротства юридического лица

После признания должника банкротом в суде все исполнительное производство в отношении него приостанавливается. Прекращается начисление пени и штрафов, открываются заблокированные счета и снимается арест имущества. Суд назначает процедуры в рамках процедуры банкротства, которые должны учитывать баланс интересов кредиторов и одновременно защищать права должника.

Банкротство юридического лица: пошаговая инструкция

Необходимость и очередность вводимых процедур определяет судья. Однако кредиторы и должник также имеют инструменты влияния, чтобы начать и остановить их.

Наблюдение

В большинстве случаев судьи первоначально применяют к банкроту процедуру надзора. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу принять решение в случае банкротства.

Суд назначает временного должностного лица (арбитраж), который обязан контролировать выполнение всех этапов процедуры. Заработная плата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, в дополнение к фиксированной сумме вознаграждения управляющий банкротством может рассчитывать на проценты, определенные в соответствии со ст. 20,6 127.

Сначала от менеджера требуется зафиксировать факт возбуждения процедуры. Он включает информацию о банкротстве в реестр EFRSB и публикует ее в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации является обязанностью должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать информацию в той или иной газете, публикация «Коммерсанта» фактически узаконена специальным постановлением Правительства РФ. Федерация n. 1049-р от 21 июля 2008 г. Оплата каждой публикации обходится банкроту в размере 7–12 000 рублей. Во время производства по делу о несостоятельности должнику часто приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и частных лиц эти расходы только усугубляют и без того тяжелое положение.

Также, согласно его положению, менеджер обязан решать следующие задачи:

  • проанализировать финансовое состояние банкрота;
  • принять меры по сохранению активов банкрота;
  • выявить всех кредиторов должника;
  • установить дату проведения первого собрания кредиторов и уведомить его по почте не позднее, чем за 14 дней до начала собрания. (Федеральный закон № 127, ст. 13);
  • вносить в свой реестр исковые требования кредиторов;
  • представить в суд отчет о своей работе и представить протокол первого собрания кредиторов.

Временный управляющий имеет право получать любую информацию о деятельности должника. Все государственные учреждения, а также юридические и физические лица, располагающие информацией о должнике, обязаны предоставить ее управляющему не позднее 7 дней после официального запроса. Кроме того, временный управляющий может просить суд уволить главу несостоявшегося бизнеса.

То же руководство должника (юридического лица) ограничивается в своих действиях следующими правилами (Федеральный закон № 127, ст. 64):

  • обанкротившаяся компания не имеет права ссужать и кредитовать или передавать трастовые активы без разрешения временного управляющего;
  • невозможно без ведома поверенного заключать сделки купли-продажи, превышающие 5% балансовой стоимости имущества;
  • запрещается проводить реорганизацию, самоликвидацию, открывать новые юридические лица от имени банкрота или входить в состав других юридических лиц;
  • нельзя размещать свои акции, облигации на бирже;
  • банкрот не может создавать новые филиалы и представительства;
  • руководству предприятия запрещается выплачивать дивиденды акционерам и денежные акции учредителям из прибыли.

В других сферах экономической деятельности банкрот имеет обычную свободу действий.

Максимальный срок, установленный законом для процедуры, составляет семь месяцев. Однако этот период часто значительно продлевается по разным причинам, связанным как с работой судов, так и с необходимостью осуществлять тщательный контроль бизнеса со стороны менеджера. Ведь результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временному управляющему в суде для рассмотрения дела о банкротстве.

Финансовое оздоровление

Процедура возврата активов может быть инициирована по требованию собрания кредиторов в суде или по требованию третьего лица, которое обязуется предоставить финансовые гарантии банкроту. Сам должник не имеет права напрямую просить судью инициировать эту процедуру, но он может подать ex officio запрос с аналогичным запросом на первое собрание кредиторов.

В начале процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с оплатой 15 000 рублей в месяц плюс проценты. Обычно он становится временным руководителем процедуры наблюдения. Только назначивший его арбитр может удалить административного администратора. Все остальные участники могут только обоснованно просить суд удалить его.

Административный менеджер имеет более широкие полномочия, чем временный. Он обязан в судебном порядке пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного порядком графика платежей управляющий вправе потребовать от поручителя должника выплаты долга из заявленного депозита. В случае отказа поручителя он будет наказан в соответствии с гражданским законодательством (Федеральный закон № 127, ст. 91).

Сам должник имеет практически такие же ограничения в деятельности процедуры наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководители юридического лица не могут фактически выделять большие суммы денег на развитие бизнеса или на собственные нужды.

Максимальный период, разрешенный для прохождения процедуры финансового оздоровления, составляет два года. По окончании процедуры должник предоставляет своему административному руководителю полный отчет о состоянии дел. На основании отчета менеджер высказывает свое мнение. Если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, на котором принимается решение о введении более строгих процедур. Соответствующее заявление кредиторов подается в суд.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления инициируется в случаях, когда кредиторам удалось убедить суд в том, что руководство обанкротившегося юридического лица не имело добросовестности или организационной компетентности. Часто внешнее управление вводится сразу после процедуры финансового оздоровления. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но при определенных обстоятельствах он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным вознаграждением 45 000 рублей в месяц плюс проценты. Управляющий отстраняет от дела руководителя юридического лица-банкрота и даже вправе его уволить. В течение 3 дней бывший управляющий обязан передать конкурсному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

В дополнение к стандартным возможностям управления суд предоставляет внешнему администратору особые полномочия. Он имеет право:

  • отказаться в течение первых трех месяцев от выполнения ранее заключенных невыгодных операций. При этом операции не должны выполняться полностью или частично;
  • расторгнуть невыгодные контракты в течение первых трех месяцев.

Кроме того, в начале процедуры устанавливается мораторий на выплату долгов кредиторам. Задача внешнего управления — восстановить платежеспособность компании без необходимости продавать прибыльные активы.

Конкурсное производство

Когда фирма не может восстановить необходимую жизнеспособность в разумные сроки, кредиторы просят арбитражный суд применить процедуру ликвидации к должнику. Фактически, он направлен на продажу активов банкрота для погашения долговых обязательств. Срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по желанию заинтересованной стороны срок может быть продлен еще на шесть месяцев, а затем еще на один. И так неограниченное количество раз.

После утверждения процедуры судом назначается конкурсный управляющий (арбитраж) с выплатой вознаграждения в размере 30 000 рублей в месяц, помимо процентов. Он отстраняет руководство предприятия от деятельности и традиционно фиксирует факт возбуждения процедуры с помощью EFRSB и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикации у кредиторов есть 2 месяца для записи в кредитный регистр, на основании которого будут производиться выплаты за проданное имущество.

Как и другие процедуры, процедура банкротства приостанавливает начисление процентов и пени по долгам. Срок погашения считается наступившим, и начисление процентов по ссуде прекращается. Остановка снята с собственности.

Конкурсный управляющий поручает эксперту оформить так называемую «конкурсную массу» — продаваемое имущество. Конкурсный управляющий исключает из общей суммы конкурсной массы следующие виды активов:

  • товары, изъятые из обращения переданным обществом (статья 132 Федерального закона № 127);
  • культурные объекты и ценности социальной значимости (продаются отдельно в порядке, установленном статьей 110 Федерального закона № 127);
  • личная собственность и имущественные права других лиц;
  • заложенное имущество — не исключается, а учитывается отдельно (ст. 131 Федерального закона № 127).

Кроме того, управляющий назначает аукцион по продаже объекта недвижимости. Отличие от обычного аукциона состоит в том, что определенное количество участников имеет право преимущественного выкупа имущества. Также менеджер может ограничить доступ к операциям, закрыв их.

По общему правилу принято делить кредиторов на следующие категории (п. 4 ст. 134 Федерального закона № 127):

  • Первоочередными кредиторами являются люди, добивающиеся юридической компенсации, чья жизнь или здоровье были затронуты действиями должника.
  • Кредиторами второй очереди являются люди, работавшие на должника по трудовому договору.
  • Кредиторы третьей очереди — все прочие физические и юридические лица, перед которыми образуются долговые обязательства: банки, акционеры, контрагенты.

При этом за счет выручки от продажи конкурсной массы задолженность по текущим платежам, возникшая в основном до подачи заявления о признании банкротства должника, погашается в первоочередном порядке.

Кроме того, в первую очередь оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибели людей в результате закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 Федерального закона № 127).

Выплаты по банкротной задолженности по текущим платежам производятся в следующем порядке:

  • расходы, связанные с судебным процессом, включая вознаграждение исполнительного директора;
  • заработная плата физических лиц, нанятых по трудовому договору после подачи заявления о банкротстве в суд;
  • вознаграждение вовлеченным субъектам: эксперту, сотрудникам аукциона;
  • коммунальные и другие платежи по содержанию;
  • другие платежи.

Если у ликвидатора не хватило выручки для погашения всех долгов банкрота, то долги считаются погашенными. Даже те, кто ничего не получил от банкротства, не могут требовать возврата долга в суде. Нереализованное имущество, которое кредиторы не захотели забрать для выплаты долга, возвращается в банкротство.

Этапы банкротства

Классическая процедура банкротства, регулируемая федеральным законом, состоит из четырех этапов:

  • наблюдение;
  • финансовая реорганизация;
  • внешнее управление;
  • процедура банкротства.

Наблюдение

ООО продолжает работать в обычном режиме, но его деятельность контролирует арбитр. Руководство компании лишено права без согласия управляющего заключать сделки по купле-продаже товаров, получать ссуды. Кроме того, на этапе наблюдения участникам не выплачиваются дивиденды и не распределяется прибыль. На этом этапе формируется список кредиторов и проводится их первое собрание с определением кредитного реестра на несостоятельное будущее.

Основная задача менеджера на этапе мониторинга — убедиться, что все признаки несостоятельности ООО соответствуют действительности и компания не намерена прибегать к фиктивному банкротству.

Первый этап длится до 7 месяцев, после чего арбитражный управляющий представляет в суд мотивированное решение о продолжении процедуры. Выводы менеджера основаны на детальном изучении финансового потенциала ООО и содержат рекомендации по переходу к одному из следующих этапов процедуры.

Вы должны знать: на любой стадии банкротства допустимо заключение мирового соглашения с кредиторами. Для этого разрабатывается оптимальный график выплаты долга, который понравится как должнику, так и его партнерам. Мирное соглашение утверждается Арбитражным судом.

Необходимость финансовой санации ООО

Финансовое урегулирование применяется, когда есть перспектива восстановления нормальной работы компании. В соответствии с планом реабилитации ООО должно выплатить долги пропорциональными платежами. Чтобы гарантировать погашение, применяется субсидированный налоговый период или финансовые займы от третьих лиц (включая кредиторов). Фаза реабилитации длится до 24 месяцев. В течение этого периода ООО должно восстановить свою финансовую надежность и регулировать дальнейшую деятельность.

Применение внешнего управления

Внешнее управление направлено на реализацию мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности компании. Руководители ООО под внешним управлением лишены своих полномочий и наложен мораторий на претензии кредиторов. Средства, которые должны были пойти на выплату долгов, перераспределяются на осуществление действий, способствующих экономической стабилизации должника.

Введение конкурсного производства

Введение процедуры несостоятельности характеризуется формированием (банкротством) активов для обеспечения удовлетворения требований кредиторов в порядке очередности. По окончании процедуры банкротства активы должника продаются, часть долгов погашается, а те обязательства, по которым существующей конкурсной массы было недостаточно, считаются аннулированными.

Завершение процедуры банкротства фактически влечет за собой прекращение деятельности ООО. Управляющий передает документы в регистрирующий орган, где фиксируется исключение компании из реестра юридических лиц единого государства.

Рейтинг АУ и СРО

Для оценки экономической эффективности возмещения требований кредиторов Агентство по доходам провело анализ результатов процедур банкротства, заключенных в предыдущие три года. Использованные данные учитывались исходя из выполнения функций уполномоченного органа. На основе этих данных были подготовлены и представлены в информационных целях доступ к рейтингу арбитражных управляющих и рейтингу органов саморегулирования.

По результатам анализа данных о размере возмещения требований кредиторов, об эффективности продажи активов должника, о длительности производства по делу о несостоятельности, а также о наличии нарушений в деятельности арбитража менеджеров (https://service.nalog.ru/pau.do) определялась эффективность каждого конкурсного управляющего и его место в рейтинге.

Оценка саморегулируемой организации рассчитывается с учетом среднего балла ее членов и решений ФНС России не учитывать саморегулируемую организацию.

Эти данные могут быть использованы широким кругом лиц в качестве дополнительной информации при выполнении ими своих обязанностей по банкротству, в том числе при принятии решения о выборе конкурсного управляющего или органа саморегулирования администраторов банкротства для проведения соответствующей процедуры банкротства.

На данный момент раздел опубликован в тестовом режиме (в формате Excel), информация в разделе «Рейтинг АС и СРО» может быть интегрирована в будущем.

Если у арбитров возникают вопросы относительно анализа вышеуказанных данных и подготовленной на их основе вводной информации (Рейтинг AU), им рекомендуется обращаться в ФНС России через саморегулируемые организации, членами которых они являются.

Камеральная налоговая проверка при банкротстве

Камерная проверка проводится на территории налоговой инспекции без выезда специалистов непосредственно на обанкротившееся предприятие. При такой проверке проводится анализ имеющейся в ФНС документации налогоплательщика и при необходимости оформляется запрос

Вероятность принятия решения об отмене кабинетной проверки увеличивается при соблюдении следующих условий:

  • юридическое лицо ответственно подошло к вопросу отчетности и своевременно ее подало;
  • у компании не было должников и кредиторов;
  • юридическое лицо поставило нулевые остатки;
  • компания имеет единственного учредителя;
  • неплатежеспособная организация не проявляла активности последние три года.

Кто может претендовать на признание банкротом?

Признанная судом финансовая и коммерческая несостоятельность компании — верный способ избавиться от умирающей организации. ООО, претендующее на статус банкротства, должно соответствовать следующим критериям:

  • сумма всей задолженности на балансе составляет 300 тысяч рублей и более;
  • просрочка обязательных платежей составляет более трех месяцев;
  • у фирмы нет возможности погасить свои непогашенные долги.

Наличие трех составляющих, дающих право объявить ООО банкротом, не означает, что все организации с долгами должны прибегать к получению статуса банкротства. Процедура актуальна для компаний, которые имеют не только высокий уровень долга, но и значительную финансово-хозяйственную деятельность с большими денежными потоками.

Формальные признаки банкротства, предусмотренные Гражданским кодексом и ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности)», в большинстве случаев выступают «верхушкой айсберга», скрывая упущения и недостатки в организации и управлении ООО.

Порядок налогового контроля при банкротстве

Налоговая проверка банкротства проводится регулярно. Порядок его реализации установлен Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 88). Для его запуска не нужно получать разрешение руководителя ФНС или самого налогоплательщика.

Если это документальная проверка, уведомление налогоплательщика не требуется. В ходе проверки анализируются декларации и финансовая отчетность, поданные в ФНС.

При обнаружении в них несоответствий инспекторы направляют должнику запросы о разъяснении или дополнительных документах.

Например, если компания претендует на льготы, для возмещения был запрошен НДС и т.д. Эти требования инспекторов должны быть выполнены в течение 5 дней после получения представителем юридического лица уведомления о проведении инспекции.

При проведении налоговой проверки в деле о банкротстве могут быть привлечены эксперты и свидетели, а у контрагентов компании может быть запрошена подтверждающая документация.

Представители юридического лица могут вообще не узнать, что в отношении них проводилась проверка, если не было обнаружено никаких несоответствий или несоответствий. Сообщения и уведомления о результатах проверки отсутствуют.

В случае выявления нарушений налогоплательщик получит конкретный документ с результатами.

Исключение СРО из списков

СРО исключается из решения уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АС, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатов для руководителей арбитража — его участников — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

Читайте также: Можно ли оспорить сделки банкрота за пределами трехлетнего срока?

Оцените статью
Блог про банкротство